Маша уже родилась с характером, смелой и решительной. Наверное, еще маленькой почувствовала, что жизнь – борьба.
Мать оставила ее бабушке, а сама уехала искать счастья в жизни. Бабушке особо времени не было заниматься Машей — работа, хозяйство. Она таскала внучку повсюду с собой.
Когда Маше исполнилось три года, мама вышла замуж, поселилась в поселке, который находился в семи км от деревни. Муж согласился, чтобы она забрала Машу.
Маша кричала, когда ее забирали от бабушки, била маленькими кулачками мать. В поселок мама везла Машу на велосипеде, в сиденье, которое находилось на раме.
Мать с мужем жили в семейном общежитии, новый дядя Маше не понравился, от него пахло сигаретами, а иногда водкой. Мать оформила Машу в детский сад.
В первый день Маше выделили кровать, начали заставлять спать днем. Ее заставляли есть то, что ей не нравилось, садиться на горшок, когда она не хотела. Воспитательница ругалась, что Маша не спит, поворачивала ее постоянно лицом к стене.
В конце концов все это ей надоело и буквально на пятый день Маша притворилась, что уснула, а когда воспитательница ушла, она оделась, тихо вышла из спальни, выскользнула на улицу, пока воспитатели обедали, сбежала.
Через лес была дорога одна, Маша бежала все время, ей было страшно, но она очень хотела к бабушке. Когда бабушка пришла с работы домой, Маша играла во дворе. А в поселке уже был переполох, что в саду пропал ребенок.
Бабушка из поселкового совета позвонила маме. Так Маша осталась с бабушкой. Мать родила мальчика, когда Маше исполнилось 9 лет. Она привезла его к бабушке и тоже оставила.
Маша смотрела за братом после школы, а еще через год мама с мужем уехали в другой город и решили Машу с братом забрать к себе.
Ловили они ее по всей деревне целый день – не хотела она никуда уезжать от бабушки. Такая была истерика, что пришлось бабушке ехать в город, пока Маша привыкнет к новой обстановке.
Мужчина Машу не очень жаловал, а своего сына боготворил. Мать тоже больше уделяла внимания брату, говорила, что он еще маленький, а она уже взрослая.
Маша ходила в новую школу, трудно находила язык с детьми. Вскоре и бабушка уехала. Каждую неделю она получала письма от внучки с жалобами, что ей плохо, что ее не любят, обижают, наказывают по чем зря.
Бабушка понимала, что Маша должна быть с мамой и братом, хотя очень внучки не хватало.
Чем старше становилась Маша, тем больше недоразумений было с отчимом. Он все время говорил маме, что Маша растет неуправляемым ребенком. Мать злилась и могла со зла ударить Машу или пихнуть, накричать.
Однажды Маша пришла со школы, следом пришла учительница и пожаловалась, что Маша плохо успевает по точным предметам.
Мать в это время лепила пельмени, она схватила скалку и ударила Машу по спине. Учительница была не рада, что пожаловалась, а Маша выскочила на улицу.
В результате она прибежала на заброшенную дачу, залезла на горище и спряталась. Она долго плакала, на горище лежало старое сено, в котором Маша уснула.
Ее искала мать и учительница, подружки. Маша просидела на горище ночь и весь день, а вечером слезла и пошла к своей подружке по школе.
Родители подруги Машу помыли, накормили, сказали, что она должна пойти домой, мать волнуется да и в школу ходить надо.
Маша боялась идти домой. Родители подруги пошли вместе с девочкой, поговорили с ее родителями. Никто Машу наказывать не стал.
Отчим пил все больше, прикладывал руку к матери. Маша не могла дождаться, когда она вырастет и уйдет из дома. Как-то она гуляла, пришла домой и увидела как пьяный отчим душит мать. Маша не раздумывая схватила швабру и огрела его по голове.
Отчим кинулся за ней, но не поймал. Маше на тот момент исполнилось уже 16 лет. Она убежала к подруге.
Вечером пришла мать, принесла вещи, документы и деньги, сказала, что Маше лучше съехать из дома, так будет лучше всем, пожалела, что забрала ее от бабушки.
Маша переночевала у подруги, утром села на поезд и уехала к бабушке, подальше от кошмара.
Она окончила техникум, пошла работать, начала встречаться с парнем, залетела, он обещал жениться и пропал. Она затянула, аборт было делать поздно. Бабушка сказала, чтобы не надо горевать, поднимут ребенка.
Но вместо одного Маша родила двойню. Хлопот было невпроворот. Дети росли, Маша работала, бабушка нянчила малышей.
А потом у бабушки случился инсульт, ее парализовало. Маше пришлось бросить работу, на ее хрупкие плечи легли все заботы. Мать приехала однажды, дала денег.
Выручало хозяйство, которое было у бабушки. В сарае неслись курочки, хрюкал поросенок и были две козочки, которые давали молоко.
Маша заделалась крестьянкой, работала на огороде, делала заготовки. Косила сено козам. Сосед зарезал поросенка, она часть мяса продала, купила на вырученные деньги двоих маленьких.
Что-то получала на детей, да бабушкина пенсия — не шиковали, но и не бедствовали.
Однажды, когда Маша косила сено козам на зиму, возле нее остановилась машина, из нее выглянул молодой военный мужчина, он заблудился, спрашивал соседнюю деревню.
Вышел из машины, попросил косу, сказал, что хочет вспомнить молодость. Через пару дней он появился у Маши во дворе, подошел к играющим детям.
Маша спросила, каким ветром занесло. Он ответил, что захотел увидеться еще раз.
Она пригласила его отобедать. Увидев старушку, лежащую на кровати, спросил, как Маша справляется со всем, что на нее свалилось.
Она ответила, что уже втянулась, поначалу было тяжело.
— Маша, я человек военный, долго ухаживать времени нет, выходи за меня замуж.
— Какой замуж, у меня двое детей, бабушка лежачая, да и не знаю я тебя.
— Я детей усыновлю, бабушку заберем, положим в больницу, подлечим, а меня узнать у тебя еще будет время.
— Странный ты. Зачем тебе чужое горе.
— Надоело в холостяках ходить, я сразу увидел, что ты хорошая девушка. Расспросил о тебе у людей, пока искал твой дом.
Маша не готова была ответить что-либо. Военный обещал приехать через неделю. Через неделю он не приехал и Маша подумала, что просто болтун. Но он приехал через месяц, сказал, что служба такая.
Маша дала согласие. Сначала он забрал бабушку, определил ее в военный госпиталь. Потом помог Маше разобраться с хозяйством, закрыли дом, забили досками окна и уехали.
Трудно привыкала к семенной жизни и к новой жизни вообще. Бабушку подняли на ноги, она плохо говорила, могла передвигаться. Прожила четыре года и умерла от очередного инсульта.
Маша родила еще двоих детей. Она верная жена, ждала мужа, да и поездить с ним успела. И в Туркмении была, и в Чехословакии, и на Дальнем Востоке.
Сегодня у нее три сына военных, дочь врач. Всю жизнь провожает и встречает своих сыновей и мужа, а теперь и внуков.
Судьба наградила ее за все страдания, которые выпали в первой половине жизни.