Если вы в детстве ходили в церковь или хотя бы раз открывали Библию, то наверняка знаете о том, что, по мнению христиан, случается с нами после нашей смерти: мы предстаем перед Творцом и держим ответ за все наши прегрешения. У ученых иная точка зрения. У медиков нет никаких вопросов на этот счет: с того момента, как перестает биться сердце, вы входите в первую стадию умирания, которая иначе называется клинической смертью.И, хотя ученые продолжают спорить, хватает ли кислорода клеткам мозга, но в целом мозг и другие важные органы продолжают работать и сохранять жизнь.
Во время второй стадии умирания начинают умирать клетки тела, а за ними и органы. Благодаря достижениям медицины, людей можно вернуть к жизни после того, как перестанет биться сердце. Снова и снова пациенты, пережившие клиническую смерть, рассказывают о своем опыте выхода из тела, делятся своими воспоминаниями о том, что они слышали и видели, находясь по ту сторону.
В настоящее время наука пытается выяснить, что же на самом деле случается с человеком, когда он умирает.
Мальчику Колтону Бурпо было всего 3 года, когда разорвался его воспаленный аппендикс. Его родители Тодд и Соня Бурпо сначала думали, что у мальчика грипп, поэтому лечили его дома пару дней, прежде чем везти его в больницу.
Тодд и Соня все еще продолжали считать, что у их ребенка какая-то разновидность инфекционного заболевания, поэтому они были потрясены, когда Колтона отправили на операцию.
«Было больно смотреть на его безжизненное тело, ведь он всегда был такой бойкий, подвижный мальчик», — вспоминает Соня.
Колтона срочно отправили в операционную. Мальчик разрывался криком и звал на помощь папу. Его отец, который был пастором, остался один в комнате. Он признается, что ужасно разозлился на Бога.
«Я сказал: «Боже, после всего, что я для Тебя сделал, Ты собираешься забрать моего ребенка?», — вспоминает Тодд. Через полтора часа Колтон все еще хотел поговорить со своим папой. Когда медсестры привели Тодда в палату к мальчику, его первые слова были: «Папа, ты знаешь, что я чуть не умер?»
Тодд признался, что ему потребовалось несколько месяцев, прежде чем он нашел время выслушать историю сына. Колтон рассказал, что первым, кого он встретил на небесах, был сам Иисус Христос, одетый в белый хитон, подпоясанный пурпурным поясом.
Мальчик видел у Иисуса отметки. Думая, что сын говорит о цветных отпечатках, Тодд попросил его прояснить его ответ. Колтон рассказал о красных отметинах на ладонях.
Еще через пару месяцев мальчик рассказал Тодду о своем прадедушке по имени Поп. Колтону очень понравился его прадедушка.
Мальчик напомнил отцу о разных вещах, которые он делал со своим дедушкой. Тодд спросил сына, откуда он все это знает, на что тот ответил: «Прадедушка сам мне все рассказал».
Но Тодд не поверил сыну и показал ему фотографию прадедушки, и мальчик узнал в нем того, с кем разговаривал.
У Сони состоялся похожий разговор с сыном, когда он сказал ей, что у него была еще одна сестра, кроме старшей. Соня на самом деле была беременна девочкой, но у нее случился выкидыш, о чем, понятное дело, Колтону никогда не рассказывали.
Мальчик не только описал, как выглядела его нерожденная сестренка, он даже передал от нее послание к своей маме.
«Она просто ждет, пока мы присоединимся к ней на небесах», рассказал он.
Колтон сказал, что Иисус велел ему отправляться обратно. Мальчик признался своему отцу, что вовсе не хотел возвращаться.
Но Иисус продолжил, что должен выполнить молитву его отца. «Я вспоминаю ту молитву. Ту непочтительную, неуместную, гневную молитву», — вспоминает Тодд. — «Неужели Он отвечает и на такие молитвы?»
Колтон заявляет: «Рай реален, и вам обязательно он понравится».
Вспоминая свое видение, мальчик говорит, что у всех в раю были крылья, он встретил ангелов и лошадь, окрашенную в цвета радуги.
В 2010 году Тодд опубликовал книгу «Небеса реальны!» (Heaven is for Real). Она была написана в соавторстве с Линн Винсент, автором речей для Сары Пэйлин.
Более года книга держалась в списке бестселлеров в рейтинге The New York Time. В апреле 2014 г. по книге был снят одноименный фильм с участием Грега Киннеара и Марго Мартиндейла.
Однако многие люди, включая придерживающихся христианской веры, сомневаются в реальности того, что рассказали Тодд и Колтон. Прежде всего, мальчик не испытал клиническую смерть.
Его отец — пастор, а значит, у ребенка с ранних лет было сформировано представление о христианском рае. Кроме того, Тодд использует пример своего сына, чтобы проповедовать любовь к Иисусу как единственный способ спасения на небесах.
Однако христиане составляют лишь 31% от населения всего мира. В своей книге Тодд признает, что сын не умирал, но объясняет его необычный духовный опыт тем, что в Библии описаны случаи взятия на небо живыми.
В книге Тодд пишет, что Колтон описал Иисуса как белого человека с голубыми глазами. Однако если мы обратимся к историческим источникам, мы можем узнать, что Иисус был средиземноморским евреем, а не европейцем.
Доктор Дэвид Кайл Джонсон, профессор King’s College в Пенсильвании, считает, что мозг — очень пластичный орган, его структуры могут поразительно меняться, в результате чего могут появляться причудливые образы, которые мы воспринимаем как реальность.
«Как рассказываемая история постоянно дополняется новыми подробностями, так и наша память каждый раз подкидывает нам новые детали, когда мы усиленно пытаемся что-то вспомнить», — заявляет доктор Джонсон.
Однако науке еще предстоит выяснить, что человек испытывает, подходя к границе, отделяющей жизнь от смерти.
Люди, пережившие клиническую смерть, часто вспоминают опыт выхода из тела. Они говорят врачам, что видели и слышали, что происходит в комнате, паря под потолком.
Доктор Джонсон говорит, что мы должны принимать с осторожностью рассказ Колтона. Ему было всего 3 года, когда ему сделали операцию, он находился под действием наркоза, и прошло несколько месяцев, прежде чем мальчик стал рассказывать о том, что с ним произошло.
Доктор Джонсон уверяет, что есть более правдоподобное объяснение тому, что, как думает Колтон, с ним произошло: «Мальчику приснился сон, пока он был под действием анестезии, который он сперва забыл (как это часто происходит со снами), но затем вспомнил. И сюжет сна значительно развился по сравнению с тем, что на самом деле приснилось Колтону, под воздействием многих часов направленных воспоминаний, расспросов родителей и журналистов».